Украина является полем межцивилизационного конфликта

Украинский кризис последнего пятилетия является не высшим проявлением русофобии, а продуманной попыткой цивилизационного проникновения «Запада» в зону восточного славянства (цивилизации Восток). А это означает, что при текущем раскладе сил конфликт не имеет даже перспектив окончания. Вне зависимости от желаний даже Владимира Путина. В нынешней форме он может длиться поколениями. Пример тому – цивилизационный конфликт «Запад – Ислам» на Ближнем Востоке.

В 2015 году Ги Меттан, швейцарский политик и историк, опубликовал в Женеве книгу под названием «Russie-Occident, une guerre de milleans: La russophobie de Charlemagne à la crise ukrainienne» (Россия — Запад, тысячелетняя война: русофобия от Карла Великого до украинского кризиса). Книга бесконечно интересная, с неимоверным количеством библиографических ссылок, академическая по характеру, но написанная совсем не в сухом академическом стиле: скорее в публицистической стилистике. Поэтому ее без малого 500 страниц текста читаются на одном дыхании.

Иван Шилов © ИА Реальная Политика

Основным выводом исследования можно считать следующий: «Как и антисемитизм, русофобия не является явлением переходного периода, связанного с конкретными историческими событиями» и является феноменом коллективной психологии, психопатией, веками подпитывающейся за счет тенденциозной интерпретации фактов и ситуаций. Интерес и лояльность Меттана к россиянам понятна: он гражданин России и получил этот статус в 1994 году после усыновления 3-летней девочки Оксаны из детского дома в Суздале.

Но этот интерес, вольно или невольно, привел швейцарца к сужению предметного поля. Потому что в истории европейской (куда следует включать США и страны британского Содружества) речь идет не о «русофобии», а о славянофобии. И не о времени с Карла Великого, а гораздо раньше.

Римскую империю, это великое создание античного духа, погубили в V веке преимущественно германские племена. Но славяне приняли активное и даже азартное участие в процессе. В VI—VII веках они, воспользовавшись гибелью Западной и ослаблением Восточной Римской империй вышвырнули наследников римлян с территории Подунавья — Балкан и вели себя при этом совсем не как паиньки. Византийские историки вопиют одним голосом:

«…Во Фракии народ славян, примерно до ста тысяч, разграбил Фракию и многие другие области» (578 год, из «Истории» Менандра Протектора);

«В третьем году по смерти Юстина царя и правления победительного Тиверия — вышел народ лживый славяне. И прошли они стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей: они опустошали и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле…» (581 год, из «Церковной истории» Иоанна Эфесского);

«Славянский народ, так сильно угрожающий вам, смущает меня и огорчает. Огорчаюсь, ибо соболезную вам. Смущаюсь, ибо славяне из Истрии стали уже проникать в Италию… Но не советую вам впадать в отчаяние, ибо тем, кто будет жить после нас, суждено увидеть еще худшее» (600 год, из письма папы Григория Великого епископу Максиму Салонскому);

«Шел уже пятый год правления Ираклия. В начале его славяне отняли у римлян Грецию» (615 год, из «Пространной хроники» Исидора Севильского»).

И так далее…

Максим Воробьев. Вид Рима. Начало 1850-х

Максим Воробьев. Вид Рима. Начало 1850-х

Ромеев (наследников римлян) просто «исторически обижал» темп совершенствования военного умения славян. Тот же Иоанн Эфесский с горечью писал, что «и они выучились воевать лучше, чем ромеи. Они, люди простые, которые не осмеливались показаться из лесов и защищенных деревьями (мест) и не знали, что такое оружие, кроме двух или трех лонхидиев, а именно это — метательные копья».

Ну, уж не знаю, какими копьями, но за полвека до Иоанна Эфесского эти самые славяне смогли в 533 году в битве убить Хильбудия, «магистра милитум» во Фракии. В византийской военной вертикали — это примерно как генерал армии, командующий оперативным направлением.

Но это все история, писать о которой можно бесконечно. Я о другом — о противостоянии Западной Европы и славян, которое пронизывает весь исторический процесс, начиная от ранних средних веков и до того азарта, с которым «цивилизованная Европа» бомбила южнославянский Белград в 1999 году. И даже позже… О том, чем можно объяснить это неприятие, переходящее в «интраненависть»?

Осмелюсь предложить ответ: дело не в неприятии культуры, ценностей, запаха парфюма или даже в исторических обидах. Дело в банальном цивилизационном противостоянии.

В седьмом томе своего универсального 12-томного «Изучения истории» сэр Арнольд Тойнби выделил в истории человечества 21 «цивилизацию»: централизованные, урбанизированные и стратифицированные структуры. 14 из них канули во времени, а семь, основанные на примате всемирных религий, существуют до настоящего времени: западная, православно-русская, православно-византийская (все — христианство), арабо-персидская (ислам), индусская (индуизм), китайская и японо-корейская (буддизм).

Но это разделение по клерикальному критерию. Но каждую из цивилизаций можно представить как этно-конфедеративное образование имперского типа, в которой географический фактор уже не имеет решающего значения: «коллективный Запад» (романо-германцы, англо-саксы и их прокси) — «Восток» (трансъевразийский славяно-тюркский симбиоз) — ислам — китайская — дальневосточная цивилизации. Возможно, отдельной цивилизацией является формирующийся южно-американский конгломерат.

Василий Перов. Первые христиане в Киеве. 1880

Василий Перов. Первые христиане в Киеве. 1880

Цивилизации, как и любой социальный организм, не может существовать вне формата «столкновений и борьбы». Ведь в ином случае формируется внутрисистемное напряжение, которое в итоге саму систему и разрывает на части. Ведь «началом конца» Римской империи можно считать II век новой эры, когда после последнего всплеска завоеваний при Траяне империя отказалась от экспансионистской политики, перейдя к обороне своего лимеса-границ.

И при таком подходе нынешний «украинский кризис», которым закончил свое исследование Ги Меттан, — это не более, чем эскалация межцивилизационного противостояния. Ведь в процессе своего развития славяне (основной компонент цивилизации «Восток») создали на своих западных границах целый ряд мощных государств (Польша, Болгария, Сербия, Литва, Чехия), с успехом вырывавших из рук западных и константинопольских императоров/пап и как королевские короны (Польша, Чехия, Литва, Болгария, Галицкая Русь), так и патриаршии митры (Болгария, Сербия, Московская Русь).

Однако с точки зрения исторического результата славяне потерпели поражение. Потому что Польша по итогу перешла под контроль католической церкви (= цивилизации Запад), Чехия — под контроль Габсбургов (= цивилизации Запад), балканские страны — под контроль германских княжеских родов Виттельсбахов, Гогенцоллернов, Кобург-Готов (= цивилизация Запад).

И только «наглые сербы» имели в XIX веке дерзость сделать своими правителями славян Карагеоргиевичей и Обреновичей. И осмелюсь предположить, что европейский садизм в уничтожении Югославии на рубеже нынешнего тысячелетия — это историческая месть Европы на такую дерзость.

Владимир Боровиковский. Портрет Георгия Петровича Карагеоргия. 1816

Владимир Боровиковский. Портрет Георгия Петровича Карагеоргия. 1816

В конечном итоге западные и южные славяне потеряли свою историческую цивилизационную идентичность, став «западным санитарным кордоном» в межцивилизационном противостоянии «Запада» и «Востока».

С цивилизационной точки зрения славянская Украина, безусловно, принадлежит «Востоку»: по всем критериям — от гаплогрупп (доминирование R1a1) до принадлежности к языкам «сатем» в изоглоссе «центум-сатем». Об историческом прагматизме и говорить нечего: за шесть с половиной веков после формального освобождения территории Украины из-под контроля Золотой Орды (1363 год, битва при Синих Водах) этот регион в «немилитарном» (мирном) формате внутренней жизни находился только в составе Российской империи (1791−1913 годы) и СССР (1920−1941 и 1945−1991 годы). То есть в составе славяно-тюркского конгломерата цивилизации Восток.

Четверть века мирного развития суверенной Украины закончились политико-экономическим кризисом последнего пятилетия.

Войны между национальными государствами (или их высшими формами, империями) заканчиваются победой/поражением или восстановлением статус-кво. Противостояния цивилизаций заканчиваются уничтожением цивилизации. Прекрасный тому пример — уничтожение цивилизаций Мезо‑ и Южной Америки цивилизацией Запад (испанскими конкистадорами).

Константин Трутовский. Украина. 1880-е

Константин Трутовский. Украина. 1880-е

Отсюда печальный вывод: украинский кризис последнего пятилетия является не высшим проявлением русофобии, как полагает Ги Меттан, а продуманной попыткой цивилизационного проникновения «Запада» в зону восточного славянства (цивилизации Восток). А это означает, что при текущем раскладе сил конфликт не имеет даже перспектив окончания. Вне зависимости от желаний Владимира Зеленского, Эммануэля Макрона, Дональда Трампа или даже, страшно сказать, Владимира Путина. В нынешней форме он может длиться поколениями. Пример тому — цивилизационный конфликт «Запад — Ислам» на Ближнем Востоке: конфликт на территории когда-то пяти санджаков Оттоманской Порты (нынешняя Палестина) длиться уже третье поколение, с 1947 года.

Условием прекращения конфликта является теперь либо качественное переформатирование системы, что чаще всего равно прекращению цивилизации, либо изменением внутренних условий существования цивилизации (например, либертианским развалом России или «мигрантской революцией/мятежом» в Западной Европе). И второе не менее вероятно, чем первое. Кстати, последняя книга Ги Меттана называется «Потерянный континент: защита демократической и суверенной Европы» (Le continent perdu: plaidoyer pour une Europe démocratique et souveraine) и является призывом реформировать Европу по трем основным направлениям: федерализм, независимость и суверенитет. В качестве панацеи предлагается швейцарская модель на уровне Европейского союза, что позволит исправить беды, которые ее затрагивают в начале XXI века: миграционный кризис в Средиземноморье, обнищание стран Юга или недоверие народов к своим элитам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

В Японии рекомендуют Абэ сменить стратегию в переговорах с Путиным

Пн Июл 15 , 2019
The Japan Times рекомендует Абэ освободиться от «дипломатической наивности» и, отказавшись от подманивания Москвы экономическими сделками, пересмотреть стратегию на российском направлении, придать ей характер более продуманной. «Заключению мирного договора поспособствуют не экономические сделки, а продуманная стратегия».